СОЦИОЛОГИЯ
25. «Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой». (И. Шерр)
Все формы общности людей можно разделить на естественно-исторические, этноисторические и социально - исторические. Естественно - исторические формы общности людей - это раса, поколение, пол и т.д. К этноисторическим общностям относятся племя, народность, нация. Социально- историческими формами общности людей являются классы, сословия, касты и т. д. Шерр сравнивает неравенство с законом природы. Что же может быть общего у неравенства с природой? Чаще всего выделяют два типа неравенства: природное и социальное. Природным является различие в возрасте, поле, внешности и т. д. Социальное неравенство или социальная стратификация выражается в том, что люди имеют неодинаковый доступ к богатству, власти, привилегиям. Я должна согласиться с мнением Шерра. Одни люди очень умны, другие отличаются добротой. Повара хорошо готовят еду, строители - строят дома. Одни люди обладают организаторскими способностями, другие хорошо умеют учить. Т. е. мы неравны - по способностям, отношению к власти, богатству и т. д.
Но это закон. Человеческое общество можно сравнить с лесом, где каждое дерево играет свою роль в сло-жившейся биосистеме. Высокие ели дают прохладу мху, под березами хорошо растут грибы. Если каждый человек займет свое место в обществе, будет хорошо всем. А неравенство будет заставлять его совершенствоваться. Как в природе выживает сильнейший по закону естественного отбора, так и человек, находясь в неравном положении с другим, будет стремиться его преодолеть. Можно привести множество примеров из истории, подтверждающих данное положение. Именно борьба за свои права, за равенство привели к ряду революций: Французкой (ее девиз был: «За свободу, равенство и братство»), Октябрьской 1917 года. Последняя отменила титулы и привилегии дво-рян. Неравенство заставило женщин пойти на борьбу за равные возможности с мужчинами. Результат - эмансипа-ция, равное избирательное право, равная оплата труда вне зависимости от пола.
Подведем итог. Я считаю, что мои доводы достаточно вески. Неравенство является стимулом для развития общества, его движения вперед. Но невозможно вообще преодолеть неравенство, надо только сделать так, чтобы распределение благ было справедливым, соответствующим тому, что делает человек для общества.
26. «Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм боль-ших народов есть империалистическая экспансия». (Н. Бердяев)
На протяжении развития общества существовало много различных мнений по поводу того, какой этнос считать «нацией». Так, например, в начале XX века главным признаком нации считалась общность языка, экономи-ческой жизни, психологического склада. Существенные сдвиги в понимании нации произошли в последней трети XX века. Согласно современным представлениям, мы можем дать следующее определение нации: это наиболее развитая историко-культурная общность людей, сформировавшаяся в течение длительного времени в результате соединения и перемешивания различных племен и народностей. Среди признаков нации можно выделить общность территории проживания, самоуправление, общую экономику, национальное самосознание и другие. Совсем неве-лика грань, которая разделяет понятия «национальное самосознание» и «национализм». Последнее - это идеология и политика, основанные на идее национального превосходства и национальной исключительности. Получается, что выдающийся русский философ Н. Бердяев хотел сказать, что чувство национальной исключительности может привести к изоляции от других, а подобные чувства больших народов - к расширению империи, порабощению других народов. Малый народ может сохраниться, если он изолируется от других. Так, евреи смогли сохраниться, не ассимилируясь, потому что отрицательно относились к межнациональным бракам. Большие народы не боятся ассимиляции. На их стороне - сила, и поэтому в истории часто большие по численности народы завоевывали соседние территории, создавая империи. Так, Российская империя в XIX веке включала в себя многие народы, но только русская культура считалась государственной.
27. «Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад». (Н. Бердяев)
Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающих усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историче-ском опыте. Национальное самосознание играет важную роль в жизни общества, определяя нацию как общность, а человека как члена данной общности. Личность осознает себя частицей нации, тесно с ней связанной.
Что же имел в виду русский философ Н. Бердяев? Думается, что автор хотел сказать следующее. Отстаивая свои национальные интересы, обогащая национальную культуру личными достижениями, опытом, человек не должен при этом неуважительно относиться к другим народам, к их культуре, традициям, то есть не нужно становиться националистом. Конечно, необходимо сохранять свои национальные особенности, свою самобытность, уникальность, сохранять свою культуру, язык, памятники исторического прошлого, вносить собственный вклад в духовное развитие нации. Что такое творчество? Это создание чего-то нового, никогда ранее не существовавшего. А этого можно добиться, только взаимодействуя с культурами других народов. Если национальное самосознание будет не творческим, оно будет замыкаться на прошлом, разговорах «а помнишь, у нас было, а когда-то мы были лучшими...» и т. д. Поэтому не нужно отгораживаться от других наций, необходимо обогащать свою культуру достижениями других культур, впитывая в себя все самое ценное. Это важно для всех народов. Не исключение здесь и наша страна, где насчитывается более ста этносов. Поэтому проблема взаимодействия между народами актуальна и для Российской Федерации. Отношения между нациями и народностями должны строиться на основе взаимопонимания, уважения друг к другу, к национальным меньшинствам. Например, Япония использовала знания ученых других стран, изучая изобретения. Рассматривая рационализаторские предложения в советском журнале «Техника молодежи» она сумела довести их до совершенства. И теперь мы восхищаемся их техническими изобретениями. На основе всего сказанного можно только согласиться с мнением Н. Бердяева.
28. «Нация - это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер». (О. Пау-эр)
Помимо классов и других социальных групп социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Постараемся ответить на вопрос, что значит нация, и какие этому понятию определения дает наука. Нация - наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного времени в результате соединения и переплетения различных племен и народностей. Среди свойств нации можно выделит общность территории проживания, национальную экономику, самоуправление, особенности культуры. Обычно представители одной нации говорят и пишут на одном языке. Но язык не является несомненным признаком нации.
Например, англичане и американцы говорят на английском языке, но это разные нации. Сплоченности на-ции способствует общность их исторического пути. Каждая нация имеет свои корни в истории, прошла свой непо-вторимый путь.
Я согласна с высказыванием автора и хотела бы привести в пример базовые ценности российской культу-ры. В России, в отличие от Запада, природа не давала человеку надежды на то, что ее когда-то удастся «приручить» и «одомашнить». Природа приучила человека к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, работать скоро и споро. Ни один народ в Европе не способен был к такому напряжению труда на короткое время как русские.
Кажется, не найти было такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному постоянному труду, как в России. До сих пор русские люди надеяться на «авось», откладывают на завтра.
Или взять другой народ - японцев. Положение после Второй мировой войны заставило их отказаться от выходных дней, чтобы поднять «на ноги» свою экономику. Сегодня у них в этом нет необходимости, но трудолю-бие у них в крови. Интересно проследить, как историческая судьба может разделить единый народ. Южные славяне в средние века оказались в разных исторических условиях. Хорватия, вошедшая в Германскую империю, испытала влияние западной цивилизации, боснийцы омусульманились, войдя в состав Турецкой империи. Теперь это разные народы, хотя они имеют общее происхождение и язык. Так и различия между Западной и Восточной Украиной объясняются различием их исторических судеб.
Список примеров можно было бы продолжить, останавливаясь подробно на каждый нации. Однако счита-ем, что все они лишь будут подтверждать правоту высказывания.
29. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война». (У. Гладстон)
Алкоголизм - одна из проблем современного общества, которая волнует педагогов и конечно же нас, под-растающее поколение. У. Гладстон считает, что алкоголизм наносит обществу больше вреда, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война. И я с ним согласна.
Из медицины известно, что алкоголизм - это хроническое заболевание, развившееся в результате система-тического употребления спиртных напитков. Потребление спиртных напитков оказывает вредное влияние на здо-ровье, быт, трудоспособность человека, благосостояние и уровень нравственности общества. В результате употребления алкоголя развиваются неизлечимые болезни: с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, печени и печеночные колики, параличи. Самое главное - наступает быстрое разрушение личности, ее деградация.
При отсутствии продуктов питания умирают бедные люди, в отдельно взятых странах. Например, в неко-торых странах Африки самые бедные, неимущие умирают от голода, а богатые, сытые здравствуют. Алкоголизм убивает и бедных, и богатых, и голодных, и сытых, умных делает безумными. Имеют место примеры, когда у лю-дей образованных было все: и хорошая работа, и достойная зарплата, и благополучная семья. Но постоянное употребление алкоголя лишает их всего. Человек, деградируя, умирает.
Война также уносит здоровых и крепких людей: и стариков, и взрослых, и детей. Но война не может охва-тить всю планету разом. Она начинается в одной стране, затем продолжается в другой. Например, Вторая мировая война унесла много жизней, но тем не менее остались здоровые люди, благодаря которым появилось новое поколе-ние.
Алкоголизм я хочу сравнить с чумой, ведь не зря говорят, что «алкоголизм - чума XX века». Чума - это черная смерть, унесшая много жизней. Но, тем не менее, она была остановлена. Например, в Лондоне в 1664 году разразилась чума, а потом в 1665 году Лондон сгорел, уничтожив всех больных и грязь.
Алкоголизм поражает и уносит всех, оставляя за собой только черные пятна: нездоровое поколение, нездо-ровую наследственность и невозможность излечиться. Более того, голод, чума, война касаются людей, которые часто не имели даже отношения к появлению этих бед. В отличие от них алкоголизм человек выбирает сам, идя на поводу своей страсти. Алкоголизм - это добровольное сумасшествие, нанесение вреда себе и обществу. Недаром алкоголизм считается одним из видов отклоняющегося поведения. Алкоголик не соблюдает моральные нормы - он может побить своих собственных детей. Алкоголик нарушает и правовые нормы, бездумно совершая преступления. Так что легче предотвратить болезнь, чем лечить ее, лучше объяснить молодежи, к чему приводит алкоголизм. .
30. «Алкоголизм и преступление -это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом». (И. Мержевский)
Алкоголизм - это чума XX века, одна из волнующих проблем общества. Автор высказывания хотел ска-зать, что алкоголизм и преступление тесно взаимосвязаны между собой. Так ли это на самом деле.
Алкоголизм - это хроническое заболевание, развившееся в результате систематического потребления спиртных напитков. Преступление - это посягание на правопорядок, общественно опасное деяние, предусмотрен-ное уголовным кодексом. Почему же они взаимосвязаны?
Систематическое употребление спиртных напитков приводит к появлению психологической и физической зависимости. У человека постоянно возникает желание выпить. Пьющий человек говорит, что у него пожар внутри, его необходимо погасить. Однако всегда ли у него хватает средств для покупки спиртного напитка?! Если нет, то возникает необходимость их найти. Именно в таком состоянии происходят убийства, грабежи, кражи. А значит человек становится на путь преступлений. Часто подсудимые сожалеют о содеянном, но уже поздно. Всему вина - алкоголизм. Большинство преступлений совершается людьми в нетрезвом состоянии, когда у опьяненных людей нарушается внимание, ясность восприятия окружающего мира. Хотелось бы вспомнить случай, который произошел в Чебоксарах летом 2004 года. Молодой человек в состоянии алкогольного опьянения совершил на автомобиле «Ауди» наезд на людей. Погибло 7 человек. Из - за своей выпивки он стал еще и преступником. Но это только одна сторона проблемы. Преступление тоже может стать причиной такого отклоняющегося поведения как алкоголизм. Человек, совершив преступление, пытается его забыть, принимая спиртные напитки. Но частое его употребление опять ведет к алкоголизму.
Поэтому я полностью согласна с высказываниями Мержевского. Действительно, алкоголизм и преступле-ние — это два негативных явления отклоняющегося поведения, находящиеся в тесной связи друг с другом.
31. «Алкоголизм и преступление -это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом» (И. Мержевский)
Поведение людей в обществе определяется прежде всего тем, на какие ценности они равняются, каких ценностей они придерживаются. Для стабильности и единства общества необходимо, чтобы люди соблюдали социальные нормы. Это правила поведения, ожидания и стандарты, которые регулируют поведение людей, общественную жизнь. Но в жизни всегда есть отклонения, т.е. поведение, которое не соответствует социальным нормам, ожиданиям.
Отклоняющееся поведение бывает как позитивного характера (героизм, самопожертвование), так и нега-тивного. Алкоголизм и преступление есть формы отклоняющегося поведения. Алкоголизм возникает вследствие систематического употребления спиртных напитков. Преступление - это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом. Более того, эти две формы часто тесно переплетаются друг с другом, одна влечет за собой другую. Если открыть газету «Жизнь» и почитать рубрику «Сводка МВД», то обязательно встретим заметку о том, что нигде неработающий алкоголик гражданин X. в пьяной драке убил своего собутыльника. Так он стал преступником. А сколько примеров, когда ради денег на выпивку человек вдет на кражу и разбой. В подтверждении этому имеется и официальная статистика: одна треть преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Все это рушит жизнь других ни в чем неповинных людей.
Поэтому хочется призвать всех, чтобы как можно реже и меньше употребляли алкоголь, т. к. это наносит вред как самому человеку, так и всему обществу. Все формы отклоняющегося поведения начинаются с интереса, затем появляется зависимость. Прав И. Мержевский, и мы должны с ним только согласиться.
32. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм исто-рии». (Р .Дарендорф).
Зададимся вопросом: «А что значит конфликт?» Ученые дают такие варианты определений «Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организа-ции и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями; «Социальный конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, идеологий между индивидами, социальными группами, клас-сами». Я считаю, что Р. Дарендорф прав. Почему? Любой конфликт начинается с социальной напряженности, для начала конфликтных действий необходим лишь повод, затем разворачиваются либо наступательные, либо оборо-нительные действия, хотя порой возможен вообще отказ от действий. Если же не признавать конфликта, не заме-чать, что он существует, то он может продолжаться долго. А значит, его исход, результат будет не прогнозируем. Примеры, подтверждающие данное умозаключение, можно привести как из прошлого, нашей страны, так и из на-стоящего. События 9 января 1905 года —«Кровавого воскресенья» показали, что русский царь Николай II не вос-принял выступление рабочих с мирной петицией как нарастание социальной напряженности в стране. Он расстре-лял мирное шествие, не попытался выяснить причины, побудившие рабочих пойти к царю, тем самым дал повод к развязыванию первой русской революции 1905-1907 годов. Такой же вариант развития, на наш взгляд, имела исто-рия Чеченской войны. Российское правительство вначале не отреагировало на провозглашение суверенитета Че-ченской Республикой, что затем привело к первой и второй Чеченским войнам. Итак, действительно, прав Р. Да-рендорф и история свидетельствует, что если не видеть, не замечать появления, разрастания конфликта, то мы не сможем прогнозировать его завершения и результата.
33. «Семья - один из шедевров природы». (Дж.. Сантаяна)
Попытаемся ответить на вопрос, почему Дж. Сантаяна считает семью одним из шедевров природы. Для на-чала укажем определение семьи - это объединение людей, основанное на браке, кровном родстве или усыновлении и связанное между собой общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Что же такое ше-девр? Это лучшее творение. Чем же семья отличается от других человеческих сообществ: групп, рабочих коллекти-вов. Тем, что только семья выполняет репродуктивную функцию, только за счет рождения детей пополняется об-щество. Семья выполняет ряд функций: воспитание и социализация детей, создание эмоционального комфорта в семье, социального контроля, передача ценностей, традиций, статуса, досуговая, сексуальная и другие. Ни один из специально созданных институтов и организаций не может вместить все это разнообразие. Да, в школе происходит социализация личности, контролируют поведение школьника, попытаются разнообразить его досуг, но все равно школа не может заменить ребенку полноценную семью. Или, если взять детские дома и интернаты, здесь порой на содержание одного ребенка денег выделяется больше, чем могут позволить себе в некоторых семьях. Так, напри-мер, в г. Салехарде на одного ребенка в интернатах выделяют 30 тысяч рублей, но как часто, согласно данным социологов, эти дети не могут создать своей полноценной семьи, т.к. у них не было на виду ее примера. Это пример того, что функция экономической поддержки реализуется, а нет примера для подражания. Так же известен тот факт, что дети в детских домах позже начинают говорить, чем воспитываемые в семье. Казалось бы, у них есть все, но не хватает душевного комфорта. Поэтому я также считаю, что семья - шедевр природы, ее нужно ценить и бе-речь. Государству необходимо делать все для поддержания статуса семьи. Ее ничто не может заменить.
34. «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». (А. Шопенгауэр)
А. Шопенгауэр - выдающийся философ нового времени, был пессимистом. Он считает, что женитьба и создание семьи лишь увеличивает обязанности.
Семья - это объединение людей, связанных между собой браком, усыновлением, кровным родством, осно-ванное на взаимном быте и взаимной ответственности за воспитание детей. Семья выступает как социальный ин-ститут, который выполняет определенные потребности общества. Создав семью, человек берет на себя новые обя-занности. В каждом обществе институт семьи отличается своеобразием правил, норм, семейных устоев, обычаев
Человек, вступая в брак или создавая семью, должен понять серьезность и ответственность этого шага, должен знать функции семьи. Я считаю, что одна из основных функций—это рождение, воспитание детей и про-должение рода. При появлении детей в семье вдвое увеличиваются обязанности, т.к. подарив ребенку жизнь, мы обязаны его воспитывать, одевать, кормить, учить всему, воспитывать в нем здорового и достойного гражданина общества. Для этого необходимо, чтобы семья выполняла экономическую функцию, когда члены семьи обязаны помогать и поддерживать друг друга в случае экономических затруднений.
Действительно, выполняя обязанности перед семьей, человек уменьшает свою свободу. Это наглядно для всех, кто живет в семье. Мы, дети, часто видим, что родителям часто приходится отказываться от чего-либо в поль-зу детей, будь-то покупка для себя новой вещи или поездка. А если ребенок заболел, то мать и отец забывают про сон, сидя у постели больного. Сегодня обязанности родителей и детей по отношению друг к другу закреплены Се-мейным кодексом. Получается, создав семью, мы должны помнить о тех, кто живет с нами вместе. И, наверное, поэтому, часть молодежи сегодня не хочет вступать в брак, так как видят какие трудности он несет. Статистика говорит об уменьшении числа браков и увеличении числа разводов. Социологи объясняют это тем, что ценности личного удовольствия становятся выше семейных. А может быть, это и хорошо, чтобы семьи создавали только лю-ди, которые могут считаться с другими, способны ограничивать себя.
Эти функции разрешимы только при условии серьезного и обдуманного подхода к вопросу женитьбы, т.е. создания семьи. Примером в этом вопросе могут служить для меня мои родители, которые воспитывают меня и мою сестренку. Я вижу их обязанности, но они успешно справляются с ними. Я благодарна своим родителям. Так что я полностью согласна с высказыванием А. Шопенгауэра.
35. «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». (А. Шопенгауэр)
Я попытаюсь ответить на вопрос: «Почему, по мнению Шопенгауэра, жениться - значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности?». Жениться - это значит создать семью. А семья - это объединение людей, основанное на браке, кровном родстве, усыновлении и связанное между собой общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Увеличение обязанностей, на мой взгляд, связано с репро-дуктивной функции семьи. Когда человек принимает столь важное решение, он обязан думать не о себе, а о других. Посудите сами, станет ли человек включать громко музыку, если в это время его ребенок мирно 40
посапывает. Скорее всего, человек пойдет постирать пеленочки, погладит распашонки. И все это он делает по своей воле, поскольку сам сделал этот выбор, сам решил создать семью.
. Но я не согласен с мнением Шопенгауэра. Человек, создавая семью, приобретает не только обязанности, но и права. Всем известны статистические данные о том, что женатые мужчины живут в среднем на 10 лет дольше, чем холостые. Почему? Семья выполняет экономическую функцию и женатый мужчина не будет питаться всухо-мятку, ходить в рваных брюках и без шапки и шарфа. Семья выполняет эмоциональную функцию, и муж всегда может рассчитывать на поддержку и взаимопонимание в горести и радости. Досуговая функция семьи будет реали-зовываться не в холостяцких попойках, а в совместных лыжных прогулках. Конечно, трудно высчитать, чего боль-ше - обязанностей или прав у женатого мужчины. Каждый должен сам сделать выбор: умереть в 50 лет в непри-бранной квартире от алкоголизма, не оставив потомства; или умереть в кругу детей и внуков, которые будут пом-нить того, кто о них заботился всю жизнь.
СОЦИОЛОГИЯ
25. «Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой».
(И.Шерр)
Все формы общности людей можно разделить на естественно-исторические, этноисторические и социально - исторические. Естественно - исторические формы общности людей - это раса, поколение, пол и т.д. К этноисторическим общностям относятся племя, народность, нация. Социально- историческими формами общности людей являются классы, сословия, касты и т. д. Шерр сравнивает неравенство с законом природы. Что же может быть общего у неравенства с природой? Чаще всего выделяют два типа неравенства: природное и социальное. Природным является различие в возрасте, поле, внешности и т. д. Социальное неравенство или социальная стратификация выражается в том, что люди имеют неодинаковый доступ к богатству, власти, привилегиям. Я должна согласиться с мнением Шерра. Одни люди очень умны, другие отличаются добротой. Повара хорошо готовят еду, строители - строят дома. Одни люди обладают организаторскими способностями, другие хорошо умеют учить. Т. е. мы неравны - по способностям, отношению к власти, богатству и т. д.
31
Но это закон. Человеческое общество можно сравнить с лесом, где каждое дерево играет свою роль в сложившейся биосистеме. Высокие ели дают прохладу мху, под березами хорошо растут грибы. Если каждый человек займет свое место в обществе, будет хорошо всем. А неравенство будет заставлять его совершенствоваться. Как в природе выживает сильнейший по закону естественного отбора, так и человек, находясь в неравном положении с другим, будет стремиться его преодолеть. Можно привести множество примеров из истории, подтверждающих данное положение. Именно борьба за свои права, за равенство привели к ряду революций: Французкой (ее девиз был: «За свободу, равенство и братство»), Октябрьской 1917 года. Последняя отменила титулы и привилегии дворян. Неравенство заставило женщин пойти на борьбу за равные возможности с мужчинами. Результат - эмансипация, равное избирательное право, равная оплата труда вне зависимости от пола.
Подведем итог. Я считаю, что мои доводы достаточно вески. Неравенство является стимулом для развития общества, его движения вперед. Но невозможно вообще преодолеть неравенство, надо только сделать так, чтобы распределение благ было справедливым, соответствующим тому, что делает человек для общества.
26. «Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия».
(Н. Бердяев)
На протяжении развития общества существовало много различных мнений по поводу того, какой этнос считать «нацией». Так, например, в начале XX века главным признаком нации считалась общность языка, экономической жизни, психологического склада. Существенные сдвиги в понимании нации произошли в последней трети XX века. Согласно современным представлениям, мы можем дать следующее определение нации: это наиболее развитая историко-культурная общность людей, сформировавшаяся в течение длительного времени в результате соединения и перемешивания различных племен и народностей. Среди признаков нации можно выделить общность территории проживания, самоуправление, общую экономику, национальное самосознание и другие. Совсем невелика грань, которая разделяет понятия «национальное самосознание» и «национализм». Последнее - это идеология и политика, основанные на идее национального превосходства и национальной исключительности. Получается, что выдающийся русский философ Н. Бердяев хотел сказать,
32
что чувство национальной исключительности может привести к изоляции от других, а подобные чувства больших народов - к расширению империи, порабощению других народов. Малый народ может сохраниться, если он изолируется от других. Так, евреи смогли сохраниться, неассимилируясь, потому что отрицательно относились к межнациональным бракам. Большие народы не боятся ассимиляции. На их стороне - сила, и поэтому в истории часто большие по численности народы завоевывали соседние территории, создавая империи. Так, Российская империя в XIX веке включала в себя многие народы, но только русская культура считалась государственной.
27. «Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад».
(И. Бердяев)
Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающих усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте. Национальное самосознание играет важную роль в жизни общества, определяя нацию как общность, а человека как члена данной общности. Личность осознает себя частицей нации, тесно с ней связанной.
Что же имел в виду русский философ Н. Бердяев? Думается, что автор хотел сказать следующее. Отстаивая свои национальные интересы, обогащая национальную культуру личными достижениями, опытом, человек не должен при этом неуважительно относиться к другим народам, к их культуре, традициям, то есть не нужно становиться националистом. Конечно, необходимо сохранять свои национальные особенности, свою самобытность, уникальность, сохранять свою культуру, язык, памятники исторического прошлого, вносить собственный вклад в духовное развитие нации. Что такое творчество? Это создание чего-то нового, никогда ранее не существовавшего. А этого можно добиться, только взаимодействуя с культурами других народов. Если национальное самосознание будет не творческим, оно будет замыкаться на прошлом, разговорах «а помнишь, у нас было, а когда-то мы были лучшими...» и т. д. Поэтому не нужно отгораживаться от других наций, необходимо обогащать свою культуру достижениями других культур, впитывая в себя все самое ценное. Это важно для всех народов. Не исключение здесь и наша страна, где насчигывается более ста этносов. Поэтому проблема взаимодействия между народами актуальна и для Российской Федерации. Отношения между нациями и народностями должны строиться на основе взаимопонимания, уважения
33
друг к другу, к национальным меньшинствам. Например, Япония использовала знания ученых других стран, изучая изобретения. Рассматривая рационализаторские предложения в советском журнале «Техника молодежи» она сумела довести их до совершенства. И теперь мы восхищаемся их техническими изобретениями. На основе всего сказанного можно только согласиться с мнением Н. Бердяева.
28. «Нация - это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер».
(О. Пауэр)
Помимо классов и других социальных групп социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Постараемся ответить на вопрос, что значит нация, и какие этому понятию определения дает наука. Нация - наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного времени в результате соединения и переплетения различных племен и народностей. Среди свойств нации можно выделит общность территории проживания, национальную экономику, самоуправление, особенности культуры. Обычно представители одной нации говорят и пишут на одном языке. Но язык не является несомненным признаком нации.
Например, англичане и американцы говорят на английском языке, но это разные нации. Сплоченности нации способствует общность их исторического пути. Каждая нация имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый путь.
Я согласна с высказыванием автора и хотела бы привести в пример базовые ценности российской культуры. В России, в отличие от Запада, природа не давала человеку надежды на то, что ее когда-то удастся «приручить» и «одомашнить». Природа приучила человека к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, работать скоро и споро. Ни один народ в Европе не способен был к такому напряжению труда на короткое время как русские.
Кажется, не найти было такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному постоянному труду, как в России. До сих пор русские люди надеяться на «авось», откладывают на завтра.
Или взять другой народ - японцев. Положение после Второй мировой войны заставило их отказаться от выходных дней, чтобы поднять «на ноги» свою экономику. Сегодня у них в этом нет необходимости, но трудолюбие у них в крови. Интересно проследить, как историческая судьба может разделить единый народ. Южные славяне в средние века оказались в разных
34
исторических условиях. Хорватия, вошедшая в Германскую империю, испытала влияние западной цивилизации, боснийцы омусульманились, войдя в состав Турецкой империи. Теперь это разные народы, хотя они имеют общее происхождение и язык. Так и различия между Западной и Восточной Украиной объясняются различием их исторических судеб.
Список примеров можно было бы продолжить, останавливаясь подробно на каждый нации. Однако считаем, что все они лишь будут подтверждать правоту высказывания.
29. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война».
(У. Гладстон)
Алкоголизм - одна из проблем современного общества, которая волнует педагогов и конечно же нас, подрастающее поколение. У. Гладстон считает, что алкоголизм наносит обществу больше вреда, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война. И я с ним согласна. Из медицины известно, что алкоголизм - это хроническое заболевание, развившееся в результате систематического употребления спиртных напитков. Потребление спиртных напитков оказывает вредное влияние на здоровье, быт, трудоспособность человека, благосостояние и уровень нравственности общества. В результате употребления алкоголя развиваются неизлечимые болезни: с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, печени и печеночные колики, параличи. Самое главное - наступает быстрое разрушение личности, ее деградация.
При отсутствии продуктов питания умирают бедные люди, в отдельно взятых странах. Например, в некоторых странах Африки самые бедные, неимущие умирают от голода, а богатые, сытые здравствуют. Алкоголизм убивает и бедных, и богатых, и голодных, и сытых, умных делает безумными. Имеют место примеры, когда у людей образованных было все: и хорошая работа, и достойная зарплата, и благополучная семья. Но постоянное употребление алкоголя лишает их всего. Человек, деградируя, умирает.
Война также уносит здоровых и крепких людей: и стариков, и взрослых, и детей. Но война не может охватить всю планету разом. Она начинается в одной стране, затем продолжается в другой. Например, Вторая мировая война унесла много жизней, но тем не менее остались здоровые люди, благодаря которым появилось новое поколение.
Алкоголизм я хочу сравнить с чумой, ведь не зря говорят, что «алкоголизм - чума XX века». Чума - это черная смерть, унесшая много
35
жизней. Но, тем не менее, она была остановлена. Например, в Лондоне в 1664 году разразилась чума, а потом в 1665 году Лондон сгорел, уничтожив всех больных и грязь.
Алкоголизм поражает и уносит всех, оставляя за собой только черные пятна: нездоровое поколение, нездоровую наследственность и невозможность излечиться. Более того, голод, чума, война касаются людей, которые часто не имели даже отношения к появлению этих бед. В отличие от них алкоголизм человек выбирает сам, идя на поводу своей страсти. Алкоголизм - это добровольное сумасшествие, нанесение вреда себе и обществу. Недаром алкоголизм считается одним из видов отклоняющегося поведения. Алкоголик не соблюдает моральные нормы - он может побить своих собственных детей. Алкоголик нарушает и правовые нормы, бездумно совершая преступления. Так что легче предотвратить болезнь, чем лечить ее, лучше объяснить молодежи, к чему приводит алкоголизм.
30. «Алкоголизм и преступление -это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом».
(И. Мержевский)
Алкоголизм - это чума XX века, одна из волнующих проблем общества. Автор высказывания хотел сказать, что алкоголизм и преступление тесно взаимосвязаны между собой. Так ли это на самом деле.
Алкоголизм - это хроническое заболевание, развившееся в результате систематического потребления спиртных напитков. Преступление - это посягание на правопорядок, общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом. Почему же они взаимосвязаны?
Систематическое употребление спиртных напитков приводит к появлению психологической и физической зависимости. У человека постоянно возникает желание выпить. Пьющий человек говорит, что у него пожар внутри, его необходимо погасить. Однако всегда ли у него хватает средств для покупки спиртного напитка?! Если нет, то возникает необходимость их найти. Именно в таком состоянии происходят убийства, грабежи, кражи. А значит человек становится на путь преступлений. Часто подсудимые сожалеют о содеянном, но уже поздно. Всему вина - алкоголизм. Большинство преступлений совершается людьми в нетрезвом состоянии, когда у опьяненных людей нарушается внимание, ясность восприятия окружающего мира. Хотелось бы вспомнить случай, который произошел в Чебоксарах летом 2004 года. Молодой человек в состоянии алкогольного опьянения совершил на автомобиле «Ауди» наезд на людей. Погибло 7 человек. Из - за своей выпивки он стал еще и преступником. Но это только
36
одна сторона проблемы. Преступление тоже может стать причиной такого отклоняющегося поведения как алкоголизм. Человек, совершив преступление, пытается его забыть, принимая спиртные напитки. Но частое его употребление опять ведет к алкоголизму.
Поэтому я полностью согласна с высказываниями Мержевского. Действительно, алкоголизм и преступление - это два негативных явления отклоняющегося поведения, находящиеся в тесной связи друг с другом.
31. «Алкоголизм и преступление -это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом»
(И. Мержевский)
Поведение людей в обществе определяется прежде всего тем, на какие ценности они равняются, каких ценностей они придерживаются. Для стабильности и единства общества необходимо, чтобы люди соблюдали социальные нормы. Это правила поведения, ожидания и стандарты, которые регулируют поведение людей, общественную жизнь. Но в жизни всегда есть отклонения, т.е. поведение, которое не соответствует социальным нормам, ожиданиям.
Отклоняющееся поведение бывает как позитивного характера (героизм, самопожертвование), так и негативного. Алкоголизм и преступление есть формы отклоняющегося поведения. Алкоголизм возникает вследствие систематического употребления спиртных напитков. Преступление - это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом. Более того, эти две формы часто тесно переплетаются друг с другом, одна влечет за собой другую. Если открыть газету «Жизнь» и почитать рубрику «Сводка МВД», то обязательно встретим заметку о том, что нигде неработающий алкоголик гражданин X. в пьяной драке убил своего собутыльника. Так он стал преступником. А сколько примеров, когда ради денег на выпивку человек идет на кражу и разбой. В подтверждении этому имеется и официальная статистика: одна треть преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Все это рушит жизнь других ни в чем неповинных людей.
Поэтому хочется призвать всех, чтобы как можно реже и меньше употребляли алкоголь, т. к. это наносит вред как самому человеку, так и всему обществу. Все формы отклоняющегося поведения начинаются с интереса, затем появляется зависимость. Прав И. Мержевский, и мы должны с ним только согласиться.
37
I
32. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории».
(Р.Дарендорф).
Зададимся вопросом: «А что значит конфликт?» Ученые дают такие варианты определений «Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями; «Социальный конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, идеологий между индивидами, социальными группами, классами». Я считаю, что Р.Дарендорф прав. Почему? Любой конфликт начинается с социальной напряженности, для начала конфликтных действий необходим лишь повод, затем разворачиваются либо наступательные, либо оборонительные действия, хотя порой возможен вообще отказ от действий. Если же не признавать конфликта, не замечать, что он существует, то он может продолжаться долго. А значит, его исход, результат будет не прогнозируем. Примеры, подтверждающие данное умозаключение, можно привести как из прошлого, нашей страны, так и из настоящего. События 9 января 1905 года -«Кровавого воскресенья» показали, что русский царь Николай II не воспринял выступление рабочих с мирной петицией как нарастание социальной напряженности в стране. Он расстрелял мирное шествие, не попытался выяснить причины, побудившие рабочих пойти к царю, тем самым дал повод к развязыванию превой русской революции 1905-1907 годов. Такой же вариант развития, на наш взгляд, имела история Чеченской войны. Российское правительство вначале не отреагировало на провозглашение суверенитета Чеченской Республикой, что затем привело к первой и второй Чеченским войнам. Итак, действительно, прав Р. Дарендорф и история свидетельствует, что если не видеть, не замечать появления, разрастания конфликта, то мы не сможем прогнозировать его завершения и результата.
33. «Семья - один из шедевров природы».
(Дж. Сантаяна)
Попытаемся ответить на вопрос, почему Дж. Сантаяна считает семью одним из шедевров природы. Для начала укажем определение семьи - это объединение людей, основанное на браке, кровном родстве или усыновлении и связанное между собой общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Что же такое шедевр? Это лучшее творение. Чем же семья отличается от других человеческих сообществ:
38
групп, рабочих коллективов. Тем, что только семья выполняет репродуктивную функцию, только за счет рождения детей пополняется общество. Семья выполняет ряд функций: воспитание и социализация детей, создание эмоционального комфорта в семье, социального контроля, передача ценностей, традиций, статуса, досуговая, сексуальная и другие. Ни один из специально созданных институтов и организаций не может вместить все это разнообразие. Да, в школе происходит социализация личности, контролируют поведение школьника, попытаются разнообразить его досуг, но все равно школа не может заменить ребенку полноценную семью. Или, если взять детские дома и интернаты, здесь порой на содержание одного ребенка денег выделяется больше, чем могут позволить себе в некоторых семьях. Так, например, в г. Салехарде на одного ребенка в интернатах выделяют 30 тысяч рублей, но как часто, согласно данным социологов, эти дети не могут создать своей полноценной семьи, т.к. у них не было на виду ее примера. Это пример того, что функция экономической поддержки реализуется, а нет примера для подражания. Так же известен тот факт, что дети в детских домах позже начинают говорить, чем воспитываемые в семье. Казалось бы, у них есть все, но не хватает душевного комфорта. Поэтому я также считаю, что семья - шедевр природы, ее нужно ценить и беречь. Государству необходимо делать все для поддержания статуса семьи. Ее ничто не может заменить.
34. «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».
(А. Шопенгауэр)
А. Шопенгауэр - выдающийся философ нового времени, был пессимистом. Он считает, что женитьба и создание семьи лишь увеличивает обязанности.
Семья - это объединение людей, связанных между собой браком, усыновлением, кровным родством, основанное на взаимном быте и взаимной ответственности за воспитание детей. Семья выступает как социальный институт, который выполняет определенные потребности общества. Создав семью, человек берет на себя новые обязанности. В каждом обществе институт семьи отличается своеобразием правил, норм, семейных устоев, обычаев
Человек, вступая в брак или создавая семью, должен понять серьезность и ответственность этого шага, должен знать функции семьи. Я считаю, что одна из основных функций- это рождение, воспитание детей
39
и продолжение рода. При появлении детей в семье вдвое увеличиваются обязанности, т.к. подарив ребенку жизнь, мы обязаны его воспитывать, одевать, кормить, учить всему, воспитывать в нем здорового и достойного гражданина общества. Для этого необходимо, чтобы семья выполняла экономическую функцию, когда члены семьи обязаны помогать и поддерживать друг друга в случае экономических затруднений.
Действительно, выполняя обязанности перед семьей, человек уменьшает свою свободу. Это наглядно для всех, кто живет в семье. Мы, дети, часто видим, что родителям часто приходится отказываться от чего-либо в пользу детей, будь-то покупка для себя новой вещи или поездка. А если ребенок заболел, то мать и отец забывают про сон, сидя у постели больного. Сегодня обязанности родителей и детей по отношению друг к другу закреплены Семейным кодексом. Получается, создав семью, мы должны помнить о тех, кто живет с нами вместе. И, наверное, поэтому, часть молодежи сегодня не хочет вступать в брак, так как видят какие трудности он несет. Статистика говорит об уменьшении числа браков и увеличении числа разводов. Социологи объясняют это тем, что ценности личного удовольствия становятся выше семейных. А может быть, это и хорошо, чтобы семьи создавали только люди, которые могут считаться с другими, способны ограничивать себя.
Эти функции разрешимы только при условии серьезного и обдуманного подхода к вопросу женитьбы, т.е. создания семьи. Примером в этом вопросе могут служить для меня мои родители, которые воспитывают меня и мою сестренку. Я вижу их обязанности, но они успешно справляются с ними. Я благодарна своим родителям. Так что я полностью согласна с высказыванием А. Шопенгауэра.
35. «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».
(А. Шопенгауэр)
Я попытаюсь ответить на вопрос: «Почему, по мнению Шопенгауэра, жениться - значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности?». Жениться - это значит создать семью. А семья - это объединение людей, основанное на браке, кровном родстве, усыновлении и связанное между собой общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Увеличение обязанностей, на мой взгляд, связано с репродуктивной функции семьи. Когда человек принимает столь важное решение, он обязан думать не о себе, а о других. Посудите сами, станет ли человек включать громко музыку, если в это время его ребенок мирно
40
посапывает. Скорее всего, человек пойдет постирать пеленочки, погладит распашонки. И все это он делает по своей воле, поскольку сам сделал этот выбор, сам решил создать семью.
Но я не согласен с мнением Шопенгауэра. Человек, создавая семью, приобретает не только обязанности, но и права. Всем известны статистические данные о том, что женатые мужчины живут в среднем на 10 лет дольше, чем холостые. Почему? Семья выполняет экономическую функцию и женатый мужчина не будет питаться всухомятку, ходить в рваных брюках и без шапки и шарфа. Семья выполняет эмоциональную функцию, и муж всегда может рассчитывать на поддержку и взаимопонимание в горести и радости. Досуговая функция семьи будет реализовыватъся не в холостяцких попойках, а в совместных лыжных прогулках. Конечно, трудно высчитать, чего больше - обязанностей или прав у женатого мужчины. Каждый должен сам сделать выбор: умереть в 50 лет в неприбранной квартире от алкоголизма, не оставив потомства; или умереть в кругу детей и внуков, которые будут помнить того, кто о них заботился всю жизнь.